В Православной Церкви присутствуют разные посты. Рождественский - перед Рождеством Христовым, длящийся 40 дней. Успенский пост, в течение двух недель готовящий нас к Успению Пресвятой Богородицы. Петров пост перед праздником святых Петра и Павла – его продолжительность зависит от времени празднования Пасхи.

Есть и однодневные посты, а также среда и пятница в течение всего года. Великий Пост отличается  продолжительностью – он самый долгий (более 40 дней) и строгостью. Главная идея всех постов – научить нас отказываться от второстепенного ради главного – спасения и совершенствования души.

Исторически Пост берет свое начало еще от апостольских времен, но традиция поститься в знак покаяния существовала и в ветхозаветные времена. Пост в Новом Завете обретает новый смысл – с одной стороны, он имеет и покаянный характер, с другой – это ожидание, пост как подготовка к Встрече с Богом. Важнейшие для духовной жизни события предварялись молитвенным и телесным подвигом. Сам Господь постился сорок дней перед выходом на проповедь. Тот пост был строже (предписывалось полное воздержание от всякой пищи, даже воду пили только после захода солнца). Случались тогда посты и по другим поводам, они устанавливались в случае наступления народных бедствий: землетрясений, наводнений, моровых болезней, ибо люди верили, что это наказание Божие за грехи, за богоотступничество. Духовная сущность человека во время поста  проявляется сильнее, поэтому пост – это время молитвы.

Великий Пост, который соблюдается  в Русской Православной Церкви сейчас, появился в первые века христианства, но в современном виде сложился окончательно к 6 веку н.э. В основе его лежит Устав монастыря Феодора Студита, находившегося близ Константинополя – один из самых строгих монастырских Уставов. На Русь с принятием христианства пришел и обычай готовиться к Воскресению Христову воздержанием и молитвой.

Для многих из нас само понятие «пост» связано, прежде всего, с ограничениями, касающимися пищи. Действительно,  по Уставу во время Великого Поста предписано воздерживаться от употребления в пищу мясных и молочных продуктов, рыбы (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим, называемого еще Вербным Воскресением), ограничивается  даже потребление растительного масла. Трудно? Тяжело? Безусловно. Зачем нужно отказываться от такого наслаждения, каким является  для человека еда? Чтобы наш ум, не отягощаемый тяжелой и сытной пищей, воспарял к высотам духа. Однако, вопрос это важный, но не главный, потому что ограничения в пище во время  Великого Поста второстепенны. Высшая цель Поста – приобретение духовности. Понятие «духовность» - огромно, многолико. Все понимают, что духовность украшает человека, но приобрести это украшение можно, только очистив свою совесть от злопамятства, ненависти, греховных привычек.
Время Великого Поста – это то время, когда мы можем и должны «узнать самих себя как можно покороче, поближе, пообстоятельнее... В особенности приведем на память те из наших поступков, которые особенно должны тревожить нашу совесть, наши господствующие страсти и привычки, перед коими как рабы покорствуем. Руководством к сему дознанию должен служить для нас закон Божий и те писания мужей благочестивых, в коих начертан краткий, но верный образец жизни для христианина».  («Слово о покаянии» архимандрита  Порфирия, настоятеля Соловецкого монастыря, 1868 год). Главное содержание поста, таким образом – внутренняя работа человека над собой: осознание и борьба со своей ленью, эгоизмом, душевной черствостью. Во время Великого поста человек принимает на себя обязанность  сделать что-то богоугодное, то,  для чего раньше у него не было времени или желания: прочитать Евангелие, писания таких светильников веры, как отец Иоанн Кронштадский, Иоанн Крестьянкин; утешить, помочь, поддержать нуждающихся. Это нужно делать всегда, но, оправдываясь  обыденной повседневностью, занятостью, мы, к сожалению, забываем об этом.  Пост напоминает: «Думай больше о других, помогай им по силе своих возможностей, как Учитель наш».

Это очень важный момент для  христианина. Православная церковь учит, что земная жизнь – это время воспитания души для Вечности. Христианская вера не решает проблемы, она переводит человека в такое измерение, в котором эти проблемы становятся не такими важными, какими казались поначалу. Меняется не мир, но отношение к этому миру, и Великий пост  - это время, когда  человек может это почувствовать особенно остро.

Вопрос не в том, чтобы не съесть лишний кусок мяса, а в том, чтобы не услаждать себя, не потворствовать себе,  подвигать себя на поиск и спасение лучших качеств души.

Ходите чаще в храм: беседуйте со священником, исповедуйтесь, причащайтесь – это поможет вам  в том внутреннем борении, которое есть в каждом человеке с живой душой. Здесь, по меткому слову Ф.М.Достоевского, «дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей». Христианская совесть поможет сделать верный выбор. Это нелегкая борьба, но победителя ждет награда, ибо «когда внутри мир и радость, тогда внешние беды и скорби не влияют на христианина, так, что только другие могут почитать его скорбящим, сам в себе он всегда радуется» (святитель Феофан Затворник, ХIX в.) Поможет в этом и молитва. По поучению преподобного Серафима Вырицкого «Молитва ограждает и отражает страшные внушения темной силы. И особенно сильна молитва близких. Молитва матери, молитва друга – они имеют великую силу».

Если не знаете, выучите за время  поста молитвы. Особенно важно знать ту, которая завещана самим Христом – «Отче наш».
Она звучит так: «Отец наш небесный! Да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на  земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам на каждый день. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем обижающих нас. И не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого. Аминь».

Святые оптинские  старцы советовали приходящим к ним за советом молиться также такими словами:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня  во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой  и твердым убеждением, что на всё святая воля Твоя. Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.  Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом моей семьи, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силы перенести утомление и все события в течение дня. Руководи моею волею и  научи меня молиться, верить, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Как мы видим из слов самой молитвы, ее читают утром, перед началом всех других дел.

Великим Постом мы должны чаще приходить в храм, ибо Кому, как не Богу, нашему общему Отцу, мы можем поведать свои радости, печали и нужды? Можно прийти между службами, приобщиться атмосфере благодати, царящей в храме. Даже в тяжелые годы гонений он не был разорен, и все эти годы храм, как и сейчас, открыт для всех, кому нужны Вера, Надежда, Любовь.

Примите благословение на Великий Пост:

«Всегда радуйтесь! За все благодарите Господа!»