Дело Божие – любить всех людей,
даже тех, кто тебя ненавидит.
Дело диавола – ненавидеть
и презирать тех, кто тебя любит.
Человеческая натура влечет нас
любить друзей и ненавидеть врагов.
Евангелие же говорит нам:
«будьте совершенны, как совершенен
Отец ваш Небесный».

(Евангелие от Матфея) .


Называя Пост Великим, мы имеем в виду его духовный смысл, ибо он возвышает, возвеличивает человека от земного к небесному, возводит нас к Богу. Самое же главное – Великий Пост готовит наши сердца, наши души к принятию Вечной Радости – Светлому Христову Воскресению.

Традиция поститься в знак покаяния существовала еще в ветхозаветные времена. Пост в Новом Завете обретает новый смысл – с одной стороны, он имеет покаянный характер, с другой – это пост-ожидание, пост, как подготовка к Встрече с Богом.

В течение шести недель мы слышим на богослужении ветхозаветные чтения, повествующие о сотворении мира, об отпадении первых людей и Божественном обещании послать Спасителя. Мы видим грандиозную картину падений и восстаний, отступничества и покаяния отдельных людей, народов. Это история всего человечества. Шесть недель посвящены тому, чтобы наши сердца и души наполнились тем голодом духовным, той жаждой спасения, которые испытывали люди, ждавшие Избавителя – Иисуса Христа.

И вот наступает Страстная Седмица. Читается Евангелие, повествующее о жизни, учении Господа, о Его любви к нам. Все богослужения последней седмицы посвящено спасительному подвигу Господа нашего Иисуса Христа. Исполнились многовековые чаяния и надежды человечества – пришел Тот, Кому под силу взять на Себя страшный груз наших грехов, чтобы испепелить их огнем Божественной Своей Любви!
Когда приближается время Великого Поста, каждый православный христианин ждет его с некоторым душевным трепетом – удастся ли провести Пост так, чтобы он действительно стал для нас духовным возрождением? Хватит ли сил, решимости, терпения – ведь только упорный труд над собой, через преодоление своего эгоизма, лени, расслабленности, может приблизить нас к Богу. Мы должны возделать ниву своей души, чтобы евангельское семя дало свой плод, чтобы Господь посетил наши сердца, наполняя их радостью, миром, любовью и верой.

Отправляясь в путь, мы стараемся предусмотреть все неожиданные случаи, могущие случиться с нами в дороге, подготовиться к трудностям и испытаниям, но душу нам греет то, что в конце пути нас ждет некая цель – то, что вознаградит нас за все лишения и труды. Вся наша жизнь – это Путь, проходя который, мы преодолеваем сомнения, лень, душевную расслабленность и инертность. Можно прожить её бездумно и эгоистично – но что мы скажем, представ перед Отцом, даровавшим нам эту бесценную возможность стать детьми Божьими? Детьми не только по имени, но по жизни своей.

«Возлюби Бога всем сердцем твоим и всем помышлением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь», говорит Господь Иисус Христос, «и вторая, подобная ей – возлюби ближнего, как самого себя». Награда же нам – жизнь во Христе, Новая Жизнь, наполненная любовью, счастьем, радостью. Не бессмысленное существование от зарплаты до зарплаты, от отпуска до отпуска, в постоянном страхе за свое здоровье, благополучие и жизнь, но бытие, полное надежды и веры в то, что уже здесь, сегодня и навсегда мы станем причастниками Царства Божия, наследниками Вечной Радости.
Мы – любимые и бесценные дети Божьи.

Великий Пост для православных христиан словно некая проекция всей нашей жизни. Это тоже Путь – к Пасхе. Воскресение Христово становится для нас не просто событием, имевшим место быть где-то и когда-то, но итогом, плодом наших духовных усилий. Прочувствовать, принять его всем сердцем, всей душой возможно, только возродив в себе жажду Бога. «Блаженны алчущее и жаждущие Правды, ибо они насытятся» – а вечной истиной является принятие того факта, что Христос «есть Путь, и Истина, и Жизнь». Великий Пост, таким образом, приобретает смысл подготовки, возделывания души для жизни с Богом. «Ибо Я на то и пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня имел жизнь Вечную, жизнь с избытком» – прямо говорит Евангелие.

К сожалению, вот уже почти два десятилетия открыты храмы, выпускается огромное количество книг, газет и журналов, и нет нужды прятать свою веру – и мы по прежнему живем так, словно Христос никогда не приходил в мир. Человек гонится за достатком, успехом, выгодой и престижем – и забывает о любви, милосердии, самопожертвовании. Забывает о смерти, растаптывающей внезапно все планы и надежды, обрывающей нашу такую приятную, но бессмысленную жизнь.

«И вот он начал распоряжаться, управлять своей жизнью, и вдруг – кхе-кхе, саркома. Да, саркома. И ему уже ничего не нужно… Или собрался человек съездить, скажем, в Кисловодск – но и этого сделать не может. Потому, что неизвестно, почему, попадет под трамвай» – Михаил Афанасьевич Булгаков гениально показал здесь эфемерность «земного, и только земного», счастья. Можно видеть, что люди приходят в храм поставить свечку, попросить здоровья, помощи – и при этом вся остальная их жизнь полна лжи, ненависти, амбиций и привычного уже попрания элементарной общественной, не говоря уже о христианской, нравственности. Мы похожи на детей, которые просят у родителей денег, помощи и поддержки в трудную минуту, но забывают сказать даже «спасибо». Такая мелкая, серая, беспечная жизнь – путь в никуда. Мы едем в вагоне-ресторане и не беспокоимся о том, куда едет наш поезд. А главное, не знаем, КОГДА он придет.

Если Вы сейчас читаете эти строки, Вас можно поздравить – значит, Вы неравнодушный человек с живой и зрячей душой. Черствость и равнодушие – это бич нашего времени, и требуется немало смелости и честности, чтобы сказать самому себе – зачем я копчу это небо? Какой смысл в том, чем я занимаюсь изо дня в день? Для чего я верчусь как белка в колесе, какой смысл в этой моей жизни?
Есть замечательная притча. Два брата-близнеца спорят, есть ли жизнь после родов. Один говорит:

– Наша жизнь лишь бессмысленное страдание во тьме, оттуда еще никто не возвращался, и вообще, надо жить без иллюзий – все закончится родами.

Другой возражает:

– Нас ждет новая жизнь, богатая, полная света и красок, мы не знаем, какова она, но она будет.

– Ну, ты сейчас скажешь еще, что в маму веришь! Ёе мы не видим – значит, и говорить не о чем.

– Конечно, верю, и знаю, что она нас любит. Я чувствую её заботу и ласку, всё наполнено ею, и жду не дождусь, когда увижу её своими глазами, обниму и прижмусь к ней.

Для христианина жизнь – это путешествие в Вечную Жизнь, и Бог дал нам ориентиры, по которым мы можем Его найти – заповеди Христовы, Евангелие. Да, нас терзают сомнения и нерешительность, мы не можем наладить свою собственную жизнь, мы погрязли в заботах и попечениях о временном и мимолётном – но Он пришел в наш мир, жил с нами и умер за каждого из нас. Христос взял на себя наши скорби и нужды, наши грехи и преступления, сошел в бездну унижения, ненависти и боли – и Воскрес!

«Чаю воскресения мёртвых, и жизни будущего века. Аминь.» – поём мы за каждой Литургией. Это исполнение наших надежд, чаяний и ожиданий. Слово «Аминь» в конце молитвы означает «истинно так», «да будет так». И мы уже в этой жизни можем выйти за рамки обыденности, отрешиться от второстепенного ради единственно важного. Как нам любить и желать того, чего мы не вкусили? Как нам жаждать Царства, которого мы не познали? В Литургии мы входим в новую реальность, реальность присутствия Божия посреди нас. Помощь нам в этом – Пост.

Пост – это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, помогающая нам расставить правильные приоритеты. Кто главный в моей жизни? Я или мои привычки, пороки, моя плоть? Мы испытываем на прочность своё желание быть с Богом. В словах ли только мы выражаем свою любовь к близкому человеку, или подкрепляем их делом? Христос принимает нас, любит нас целиком, без остатка. А мы должны оказаться достойными этой любви. Принесём Ему в дар лучшее, что в нас есть – доброту, любовь к ближним. Образ Божий есть в каждом из нас, но Пост – это время, когда мы должны очистить его от всего наносного. Человек есть храм Святого Духа, наша душа – отблеск Божественного пламени, и воздержание очищает этот храм, и божественное начало в каждом из нас проявляется ярче и полнее, если мы найдём смелость решиться на этот шаг. Кто-то держит Пост впервые, а для кого-то он привычен и лёгок, но это всегда преодоление своей лени, гордыни, эгоистической установки на своё «я».

У Бориса Пастернака есть замечательный перевод стихотворения одного западноевропейского христианского поэта:

Иногда Ты рушишь над нами
Своды, что возводились веками –
Чтобы мы увидели Небо,
Слава Тебе, Боже, за это!

Воскресение Христа – событие, которое может войти в нашу жизнь и преобразить её, наполнить смыслом, счастьем, любовью. Мы распинаем всё мелкое в себе, недостойное образа Божия в нашей душе. Но вступая на поприще Поста, мы видим перед собой конец этого пути – Пасху Христову, избавление от смерти, ибо с воскресением Христовым мы стали наследниками вечной Радости, жизни во Христе, Царства Божия. Мы не одни в этом мире. Мы живём не просто так.

Так будем достойны этой Радости, и – «не лиши нас надежды нашей, Человеколюбче!»